valentin_irkhin: (seyatel)
[personal profile] valentin_irkhin
Оригинал взят у [livejournal.com profile] nandzed в О бодхисаттвах и джатисаттвах


Не раз сталкивался с точкой зрения, что бодхисаттва - это любой, обладающий Устремлением. Я возражал, на что мне говорили - "ты придерживаешься точки зрения тибетцев, а в Китае считается так". Так вот...


Этот термин часто ошибочно применяется ко всем людям, стремящимся развить бодхичитту – желание достичь состояния будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре Бхагаваном было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу, реализовавшему определённый уровень осознавания первую бхуми (землю бодхисаттвы), а до этого момента его называют "джатисаттва". Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны "Праджня. Основы мадхъямики" и в трактате Чандракирти "Мадхьямикаватара".




"В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида саттвы... Третий наивысшее сознание под названием "бодхи-саттва", лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, потому и называется оно "многое связывающей просветлённостью". В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, отсюда и название "махасаттва".


Тот, кто породил сознание пробуждения, какое бы место он ни занимал в обществе, каким бы неказистым ни выглядел, каким бы ни был неграмотным или необразованным, - является сыном Будды, как и сказано в “Бодхичарьяаватаре”: некрасивый, неграмотный, не обладающий никакими внешними качествами человек, породивший сознание пробуждения, - сын Будды.

Вот почему учителя, несмотря на советы о работе с обстоятельствами, говорят, что общество и практики ваджраяны идут в разных направлениях. Они могут пересекаться при этом как угодно, практики могут быть в каком угодно качестве, но суть дела от этого не меняется. Именно об этом говорит выражение "как угодно")) - здесь нет социальных идеалов. Их не создают и не поддерживают, так как это противоречит тому самому принципу работы с обстоятельствами, которые возникают так или иначе.

Не нужно мучительно серьёзно освобождаться, хотя иногда формула 4-х Безмерных составляющих бодхичитты может показаться весьма драматичной - со всеми этими "навсегда" и "никогда". Но вот Первый Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен выражал эту формулу так)):

Не желаем ни малейшего страдания,
Никогда не знаем меры в наслаждениях,
В этом нет никакого различия между другими и мною.


Все прекрасно знают, что если подходить к зарождению мысли бодхи лапидарно, то есть придавать этой мысли качества крайностей существования и несуществованья, то мы должны признать несколько изъянов - конечность целеполагания и невозможность достижения цели)).Существа и миры безмерны, и ни один из Будд до сих пор не говорил об исчерпаемости намерения помощи живым существам, иначе оно не может быть запредельным. Иначе это деяние не будет слито с запредельной мудростью и будет мирским, двойственным. То есть не ведущим к освобождению существ.

Немирское намерение бодхи исполнимо, но безмерно. Однако бесконечность бодхи не тянется, однажды начавшись и затем пытаясь восполнять самоё себя. Бодхи, находясь за пределами крайностей возникновения и завершения, пребывает в бесконечной потенциальности, всегда готовой к проявлению соответствующих обстоятельств. Более того - все условия и вторичные причины для спасения существ неразрывны с бодхи. Грубо говоря, эту нитку не нужно трудиться вставлять в игольное ухо - она всегда там.

........................

Бодхисаттва не порождает ни формы, ни ощущения,
Ни восприятия, ни состояния сознания,
Он не прибегает к ним зачем-либо
И, созерцая нерождённое, обретает истинный покой ума.

Таким образом обретший покой истины бодхисаттва,
Его постижение заверены Буддами прошлого.
Он не порождает мнения "Я сосредоточен" или "Я вышел из самадхи".
Почему? Потому что постиг природу дхарм.

Он постигает возникновение и исчезновение как совместное.
И все же он не схватывает дхармы, которым он следует;
Это следование он мудро знает как не-следование,
Это его практика мудрости, высшего совершенства.

То, что не существует, является несуществующим;
Но глупец , воображая это несуществующее,
Как будто делает реальным существование и несуществование,
Хотя оба они не имеют сущности.

Тот, кто здесь, знает пять скандх как подобные Майе
И не считает Майю одним, а скандхи другим,
Свободен от восприятия множественности, следует умиротворению ;
Таково следование Мудрости – высшей Парамите.

"Строфы о драгоценных качествах запредельной мудрости",
перевод, предисловие и комментарии - Алексей Васильев

Date: 2017-03-19 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
Глупцы мы, глупцы.
Двигаемся вперёд
Воображая несуществующее.
Только так и можем
Лишь так мы умеем
Следуя заветам
Другого глупца
Немецкого барона
Ротмистра русской службы

Date: 2017-03-19 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
Есть опасная и плохая дорога,
Которая [где-то] обрывается.
По [ней] бродит множество хищных зверей,
Здесь нет ни воды, ни зелени.
Это место, которое страшит людей.
Бесчисленные тысячи, десятки тысяч человек
Пожелали идти по этой опасной дороге,
Которая чрезвычайно длинна - пятьсот йоджан.
[У них] был тогда проводник,
Со здравым смыслом, мудрый,
Светлый и решительный в сердце,
В опасных местах спасающий от трудностей.
Но люди устали и сказали проводнику:
"Мы сейчас измучены
И хотим повернуть назад".
Проводник подумал:
"Этих людей нужно пожалеть!
Как [они] могут желать повернуть назад
И потерять великие редкостные сокровища!"
И тогда [он] подумал об уловке:
"С помощью божественных "проникновений"
[Я] построю огромный призрачный город,
Все дома будут величественно украшены,
Вокруг будут сады и рощи, каналы и пруды,
Будут тяжелые ворота и высокие дворцы,
Множество мужчин и женщин!"
И, создав этот призрачный город,
[Он] сказал, утешая людей:
"Не бойтесь!
Входите в этот город,
И радость будет следовать [за вами] повсюду".
Люди вошли в город,
И [их] сердца возрадовались,
У всех родились мысли о покое
И [они] подумали, что спасены.
Когда проводник увидел,
Что все отдохнули,
[Он] собрал людей и сказал:
"Вы воистину должны идти вперед,
Это ведь призрачный город!
Я видел, что все вы очень устали
И на половине пути захотель повернуть назад.
Поэтому, с помощью силы уловки,
[Я] на время воздвиг
Этот призрачный город.
Сейчас упорно продвигайтесь вперед
И все дойдете до места,
Где находятся сокровища!"
И со мной то же самое.
Я - проводник всех.
И вижу [всех] тех, кто ищет Путь,
Но на половине дороги устали
И не могут пройти весь опасный путь
Рождений, смертей и страданий.
И [я] также с помощью силы уловок
Проповедую о Нирване,
Чтобы дать [им] отдохнуть, и говорю:
"Ваши страдания прекратились
И все [ваши] труды завершились".
Когда [я] узнал,
Что [вы] достигли нирваны
И стали архатами,
То созвал это великое собрание
И проповедую Истинную Дхарму.
Будды с помощью силы уловок
Отдельно проповедуют о трех Колесницах,
А есть только Одна Колесница Будды,
И о двух проповедуется в месте отдыха.
Сейчас проповедую вам истину.
То, что вы обрели, это не исчезновение!
Воистину пробуждайте в себе великое рвение,
Чтобы обрести совершенное знание Будды.
Когда у вас будет свидетельство
Обретения совершенного знания,
Десяти сил, Дхармы Будды и прочего,
И [будете отмечены] тридцатью двумя знаками,
Вы достигнЕте истинного исчезновения.
Будды-проводники ради отдыха проповедуют о Нирване.
Но узнав, что отдых окончился,
[Снова] ведут к мудрости Будды".

(Лотосовая сутра)

(букву исправил :) - в сети опечатка)
Edited Date: 2017-03-19 12:54 pm (UTC)

Date: 2017-03-19 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
Мой проводник безусловно таков,
Умел и силён
И знает уловки
Не однажды он строил
Призрачный город
И ждал терпеливо
Что я отдохну
Но сказал ли он мне
О бесчисленных сокровищах
В конце пути?
Нет, лишь тихо "пройдём же немного ещё..."
А когда я спросил
О том страшном
И долгом миге,
Когда не было, не было, не было нити
В ушке игольном
Он лишь кивнул
И это причина,
По которой я ему верю.

Date: 2017-03-19 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
https://www.proza.ru/2016/10/23/457
**
Послушай, душа!
Скажу тебе чистую правду:
мой желудок был гораздо важнее
и теперь, его лишившись,
я так хорошо это понял!
Если бы меня спросили:
"Что хочешь себе оставить?",
я бы продал тебя, мою душу.
Во-первых: в этом мире за душу дали бы дороже,
ну а сбыть желудок не так-то просто,
пришлось еще приплатить.
Послушай, душа!
Ты всегда говорила:
"Жизнь должна быть огнедышащей лавой"
и, растроганный, я следовал твоим наставлениям,
я и сейчас тебе верю.
Но вот ты столкнулась с извержением вулкана
и… забилась в тихую щель застывшей лавы.
…Ты как всегда избежала болезни…
Я хочу схватить болтливую душу …,
заразив ее раком, подвергнуть мученьям.
(Д. Таками)
Edited Date: 2017-03-19 01:12 pm (UTC)

Date: 2017-03-19 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
Я принял бы и это наставленье,
Но всё ведь было несколько иначе,
Душа давно подвергнутая пыткам,
Кричала мне об смелой быстрой жизни
Причины ж этого настолько мне известны
Что я бы говорил без остановки
Когда бы был уверен в том что люди
Проверить смогут, в этом убедившись.
Edited Date: 2017-03-19 01:35 pm (UTC)

Date: 2017-03-19 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
Да, все герои "Гамлета"...
**
Когда б не тайна
Моей темницы, я бы мог поведать
Такую повесть, что малейший звук
Тебе бы душу взрыл, кровь обдал стужей,
Глаза, как звезды, вырвал из орбит,
Разъял твои заплетшиеся кудри
И каждый волос водрузил стоймя,
Как иглы на взъяренном дикобразе;
Но вечное должно быть недоступно
Плотским ушам. О, слушай, слушай, слушай!
**
Вот что сбивает нас; вот где причина
Того, что бедствия так долговечны;
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти -
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, - волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?

Date: 2017-03-19 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
О нет, никаких повестей,
Лишь причина и следствие,
Чистый и тихий отчет
О мерцании дхарм
О найденном трудом лишь,
Искусством наставника
Блужданьем коровы умелой.

Date: 2017-03-19 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
Какая разница, что там бубнят
Светоний и Тацит, ища причины
твоей жестокости! Причин на свете нет,
есть только следствия. И люди жертвы следствий.
Особенно в тех подземельях, где
все признаются -- даром, что признанья
под пыткой, как и исповеди в детстве,
однообразны. Лучшая судьба --
быть непричастным к истине. Понеже
она не возвышает. Никого.
Тем паче цезарей. По крайней мере,
ты выглядишь способным захлебнуться
скорее в собственной купальне, чем
великой мыслью. Вообще -- не есть ли
жестокость только ускоренье общей
судьбы вещей? свободного паденья
простого тела в вакууме? В нем
всегда оказываешься в момент паденья.
(Бродский)

Date: 2017-03-19 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
И тут мы возвращаемся к тому, с чего всё начиналось,
Героев слишком мало
И заняты они...
Но тут я помолчу.
Героев не ищите
Ищите лишь умельцев
Простых людей
Неинтересных
Умелый скажет есть причина
Иль нет её
Иль есть но словно нет
И если признаки подходят
Все те что выше некто перечислил
Доверьтесь
Edited Date: 2017-03-19 02:18 pm (UTC)

Date: 2017-03-31 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
В неполных тридцать,
с лицом из камня -- каменным лицом,
рассчитанным на два тысячелетья,
ты выглядишь естественной машиной
уничтожения, а вовсе не
рабом страстей, проводником идеи
и прочая. И защищать тебя
от вымысла -- как защищать деревья
от листьев с ихним комплексом бессвязно,
но внятно ропщущего большинства.
(Бродский, там же)

Date: 2017-03-31 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
Намек на историю христианства...

Date: 2017-03-31 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] sober-space.livejournal.com
Именно. "Бюст... бюст, бюст". И тогда понятно о причинах выше, почему они в данном случае неважны и прочее. А так то причины хорошая вещь.

Date: 2017-03-31 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
"Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело." (Рим. 11:6 )

Date: 2017-03-19 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_ural). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (http://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Profile

valentin_irkhin: (Default)
valentin_irkhin

April 2017

S M T W T F S
       1
23 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 12:48 am
Powered by Dreamwidth Studios